Успенский собор Иверского монастыря

Успенский (Иверский) собор – главный соборный храм Валдайского Иверского мужского монастыря, выстроенный в обители в середине XVII столетия по указу патриарха Московского Никона по канонам русского храмового зодчества XVI века. Действующий храм Новгородской и Старорусской епархии, имеющий статус объекта культурного наследия РФ и являющийся памятником архитектуры федерального значения.


Успенский собор Иверского монастыря


Немного истории

Самым красивым строением Валдайского Иверского Богородицкого Святоозерского мужского монастыря является его главный храм – собор Успения Пресвятой Богородицы, выстроенный в самой высокой точке обители спустя всего два года после её основания патриархом Никоном на Сельвицком острове Валдайского озера и изначально посвящённый чудотворной Иверской иконе Божьей Матери.

Возведение первого монументального каменного храма, задуманного патриархом Никоном как архитектурный образец для других культовых построек, началось практически сразу после основания обители с заготовки материалов для будущего каменного строительства и было осуществлено в рекордно короткие сроки. Начавшееся после освящения места весной 1655 года, в сентябре следующего, 1656 года возведение храма было завершено и в декабре того же года состоялось его торжественное освящение, совершённое самим патриархом Никоном в сослужении митрополита Крутицкого Питирима, митрополита Новгородского Макария, архиепископа Тверского Лаврентия в присутствии почти всего высшего духовенства тогдашнего Московского царства.

Главным строителем Иверского собора был подмастерье каменных дел из Калязина Аверкий Мокеев – строитель Патриарших палат Московского Кремля, под руководством которого трудились мастера-умельцы – каменщики, плотники, обжигальщики, кузнецы, резчики, паяльщики, живописцы из Московской, Новгородской, Тверской, Ярославской и других земель Московского царства. В помощь А. Мокееву были поставлены казначей и плотник Иван Белозер и патриарший пристав, боярский сын Артемий Токмачёв, хорошо разбиравшийся не только в тонкостях строительства, но и умевший договариваться с представителями духовенства, монастырской братией и рабочими.

После чина освящения в иконостасе (по левую сторону от Царских врат) собора была установлена в кипарисовом киоте главная монастырская святыня – список чудотворной Иверской иконы Божьей Матери, написанный специально для Валдайского монастыря иноками Иверского монастыря на Афоне и украшенный московскими мастерами окладом из золота и драгоценных камней.


Успенский собор Иверского монастыря


Благоустройство собора продолжалось и позднее. Так, в 1689 году вместо кирпичных полов настелили деревянные, в 1692 году изначально тёсовую кровлю на галереях заменили более красивой – лемеховой (чешуйчатой), а после произошедшего в 1704 году большого пожара, когда сгорела почти вся кровля и очень пострадал иконостас, храм отремонтировали и переосвятили в честь Успения Пресвятой Богородицы.

В 1841 году в ризнице собора был устроен и освящён в честь Иверской иконы Божьей Матери придел, до наших дней, к сожалению, не сохранившийся.

Как и все монастырские строения, Успенский собор сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны, а после неё использовавшееся не по прямому назначению здание и вовсе не ремонтировалось. Поэтому после передачи обители в ведение Новгородской епархии был проведён комплекс работ, направленный на воссоздание храма в первоначальном виде. Видоизменения коснулись лишь кровли храма – вместо четырёхскатной, устроенной в конце XVIII века, её сделали позакомарной.

С 1998 года храм является действующим и в нём вновь совершаются богослужения и отправляются церковные требы.

В 2008 году после реставрационных работ храму вернули первоначальное название – он был переосвящён в честь Иверской иконы Божьей Матери, и сейчас у главного собора Иверского монастыря два названия – Успенский и Иверский.


Архитектура и интерьеры собора


Успенский собор, выстроенный по канонам самобытного церковного зодчества XVI–XVII столетий, представляет собой величественное, лишённое декоративных изысков здание, а его размеры (ширина – 42,8 метров, длина – 44,9 метров, высота – без малого 43 метра) сделали собор одним из самых больших выстроенных на Руси в XVII веке культовых зданий.


Успенский собор Иверского монастыря


Оштукатуренный и побеленный трёхнефный шестистолпный храм с тремя апсидами с восточной стороны, с папертными крыльцами у западного, северного и южного входов (причём крыльца с северной и южной сторон оформлены в виде двухэтажных часовен), с разделёнными выступающими из плоскостей стен лопатками на разновеликие части пряслами, с огромными окнами в его центральном объёме и неширокой приземистой крытой галереей-папертью, опоясавшей здание со всех сторон (характерная черта только для «никоновских» построек), увенчан пятью восьмигранными световыми барабанами с покоящимися на них большими позолоченными луковичными главами, увенчанными крестами на яблочках. Контрастным элементом внешнего декора служат окрашенные в красный цвет наличники оконных проёмов и дверных порталов, узорчатый фриз, выделяющий верхние части галереи, апсид, барабанов и крылец.

Внутреннее пространство, разделённое на три широких нефа шестью массивными колоннами, полностью украшено росписями, тематика которых определилась с первоначальным посвящением собора Иверской иконе Божьей Матери. Наряду с изображениями сюжетов из Нового Завета, стены храма изначально были украшены многочисленными сюжетами из жития святых угодников и Божьей Матери, колонны – изображениями наиболее почитаемых Русской Православной Церковью святых. Великолепен был и резной пятиярусный, увенчанный Распятием иконостас, утерянный в советский период и в наши дни воссозданный в первоначальном виде по старинным описаниям.

Росписи собора неоднократно поновлялись, но в советское время почти полностью были утрачены. Лишь благодаря городским властям и строительным организациям в 2006–2010 годах мастерами-живописцами была проведена капитальная реставрация фресковой живописи, в результате чего обновлены или написаны наново без малого три тысячи квадратных метров живописи.

Из первоначального убранства до наших дней сохранились только резные дубовые двери и кованые дверные решётки XVII столетия, после реставрационных работ гармонично вписавшиеся в общий композиционный вид интерьера Успенского собора.


Контактная информация

 Новгородская область, Валдайский район,

город Валдай, Валдайский Иверский монастырь


Туристический центр  „Валдарай“Туристский информационный центр «Валдарай» работает ежедневно с 9:00 до 19:00.

Телефон: +7 81666 2 02 13   Электронная почта: ooovaldaray@yandex.ru

Наш адрес: Валдай, Комсомольский пр., дом 15. офис 2

Информация о транспорте, гостиницах, ресторанах, кафе, архитектуре, музеях, экскурсиях, экспозициях, монастыре, сувенирах, событиях в Валдае.